Гражданско-патриотическое воспитание как основа становления духовно-нравственной личности учащихся

Автор: admin от 28-11-2017, 09:48, посмотрело: 124

   Древняя мудрость гласит: «Чтобы жить, надо глядеть вперед, а чтобы знать жизнь, важно оглядываться назад». Сегодня на передний план выдвигается проблема эффективного патриотического воспитания, способствующего социализации личности и становлению политической культуры, приобщению к духовному наследию и созиданию народа. 
   Патриотическое воспитание как доминанта формирования личности предусматривает, прежде всего, знание истории своей страны, понимание ее традиций и особенностей, активное участие в современных преобразовательных усилиях общества.
   Будучи сложным явлением общественного сознания, патриотизм вобрал систему ценностей, ориентированных на родную землю, на Отечество. Эта особенность подмечена в крылатых изречениях: «И дым отечества нам сладок и приятен» (А.Грибоедов); «Высочайший патриотизм – страстное, беспредельное желание блага родине» (А.Чернышевский); «Мой друг, отчизне посвятим души прекрасные порывы!» (А.Пушкин); «Кто не принадлежит своему отечеству, тот не принадлежит и человечеству» (В.Белинский). 
   Подлинный патриотизм связан с Родиной, а Родина – это, прежде всего, народ. И она, словно мать, бережно растит и духовно поднимает своих граждан, создает условия для их творческой, созидательной деятельности.
   Патриотизм как качество личности закладывается с детства. Слушая колыбельные песни, постигая картины окружающей действительности, заучивая первые стишки, дети инстинктивно привязываются к «своему». Затем эти прекрасные чувства поддерживаются и развиваются в школе, перерастают в осознанную любовь к Отечеству. 
   Цельная, универсальная теория, объединяющая проблематику личности, общества, права, государства, патриотизма, политики, власти, правосознания, была создана великим русским философом Иваном Александровичем Ильиным. 
   И.А. Ильин в чувстве патриотизма отмечал, прежде всего, духовность человека. «Именно духовная жизнь, – писал И. Ильин, – есть то, за что и ради чего можно и должно любить свой народ, бороться за него и погибнуть за него. Через нее все получает свое истинное значение и подлинную ценность».
   В 90-х годах кризис патриотизма проявился с новой силой. Говоря научным языком социологии, его можно свести (я вновь обращаюсь к работам И. А. Ильина) к следующим основным признакам:
   –    потеря веры в Бога и в высший идеал человека;
   – национальная бесцветность, утрата самоценности русского типа, доходящая до боязни открыто исповедовать свою русскость;
   –  утрата любовного, бережного, рачительного отношения к природе, особенно к земле;
   –    обеднение культуры, падение нравственности, укоренение эгоцентризма, индивидуализма, цинизма, правовой беспредел; 
   –   девальвация добросовестного, честного, социально значимого труда как высшей ценности общества; 
   –  притупление чувства Родины, инфантильное отношение к трудностям, переживаемым обществом, примирение с утратой прежних позиций страны как Великой Державы;
   – углубление обособленности, нетерпимости, конфликтности между представителями различных социальных слоев, групп, этносов, поколений.
   Сегодня для России обращение к традиционным духовным ценностям патриотизма не кратковременный политический ход власти, стремящейся утвердить свой легитимный характер. Это краеугольный камень долгосрочной политической стратегии, призванный сплотить общество, установить доверительные отношения консенсуса между властью, народом, бизнесом. Патриотизм должен стать универсальным идеологическим ориентиром и воплощением объединяющих стабильных ценностей. 
   Начиная с 2001 года, постановлениями Правительства Российской Федерации, каждые пять лет вводится в действие обновлённая Государственная программа патриотического воспитания граждан Российской Федерации. 
   В своём содержании Программа предусматривает единый комплекс мероприятий, направленных на дальнейшее совершенствование системы патриотического воспитания граждан России, способный на основе формирования патриотических чувств и патриотического сознания, обеспечить решение задач по консолидации общества, по поддержанию социальной и экономической стабильности, по упрочению единства и дружбы народов многонациональной России. 
   На территории Ульяновской области принят Закон Ульяновской области от 29.12.2014 № 221-ЗО «О правовом регулировании отдельных вопросов в сфере патриотического воспитания граждан». 25.10.2016 Губернатором Ульяновской области подписан План мероприятий «Патриотическое воспитание граждан на территории Ульяновской области на 2017-2020 годы».
   В современных условиях образовательной деятельности идеи патриотизма могут и должны стать тем стержнем, вокруг которого формируются высокие, социально значимые чувства, убеждения, позиции и устремления молодёжи, воспитывается её готовность и способность к активным действиям на благо Отечества. Воспитание истинного Российского патриотизма предполагает целенаправленное формирование и последовательное развитие целого комплекса позитивных личностных качеств. 
   Основой такого личностного развития являются духовно-нравственный и социокультурный компоненты воспитательной работы с учащимися. При этом патриотизм формируется в единстве духовности, гражданственности и социальной активности личности, осознающей свою неразрывную связь с Отечеством. Патриотизм органично включается в идеологию, в программы и содержание образования человека XXI века, и при этом его ценностное, духовно-нравственное основание является неотъемлемой частью современной концепции модернизации образования. В современном образовательном учреждении приоритетным направлением учебно-воспитательной деятельности является патриотическое воспитание, ориентированное не столько на накопление очередной суммы знаний, сколько на развитие патриотических чувств, которые составляют основу гражданственности человека, гордости его за принадлежность к своей Родине («Я — гражданин России!»). 
   Как показывает практика, на современном этапе развития отечественной образовательной системы, — той сферой, которая позволяет педагогам, воспитателям наиболее успешно реализовать программы патриотического воспитания учащейся молодёжи, часто выступает внеклассная и внеурочная работа с учащимися. Вопросы воспитания детей, подростков и молодёжи в духе любви к Родине, в аспектах воспитания достойных граждан многонационального Российского государства — эти вопросы всегда находились в центре внимания учёных и педагогов-практиков на протяжении всей современной отечественной истории. В настоящее время вопросы патриотического воспитания встают особенно остро, поскольку нередко наблюдается отчуждение молодёжи от отечественной культуры, а в обществе ощущается эйфория вседозволенности, с явным ослаблением нравственных «тормозов». При этом оказалась нарушенной идеологическая и моральная преемственность между поколениями, между ценностями прошлого и настоящего. Характерным явлением становится духовная опустошённость и недостаточно развитая общая культура учащейся молодёжи, в сочетании с дефицитом гражданственности и патриотизма. Настораживает нарастание межнациональных, межэтнических противоречий и конфликтов, в том числе, — в молодёжной среде. Сегодня для многонациональной России нет более важной идеи, чем воспитание Российского патриотизма, поскольку без патриотизма не может состояться никакого гражданственного, духовного становления личности. Без воспитания Российского патриотизма не может состояться формирование сознательного, ответственного, преданного гражданина России. Поэтому наиболее актуальной задачей на данный момент общественного развития является разработка концептуально новых подходов к организации патриотического воспитания учащихся, с формированием теоретических основ и наиболее эффективных методов и форм его практической реализации.
   Правовыми основами патриотического воспитания учащейся молодёжи являются Закон Российской Федерации «Об образовании Российской Федерации», Концепция модернизации Российского образования, Национальная доктрина образования в Российской Федерации до 2025 года, а также Концепция патриотического воспитания граждан Российской Федерации и Государственная программа «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2016–2020 годы». На решение этих задач ориентирована Национальная образовательная инициатива «Наша новая школа»: «Главные задачи современной школы — раскрытие способностей каждого ученика, воспитание порядочного и патриотичного человека, личности, готовой к жизни в высокотехнологичном, конкурентном мире». 
   Патриотическое воспитание подрастающего поколения — одна из главных задач современного общественного развития. 
   Жизненное самоопределение школьников никогда не было простым делом, а в современной социально-экономической ситуации оно значительно усложнилось. Это происходит по той причине, что в нынешнем, относительно свободном обществе, девальвируются многие нравственные ценности, без которых человеку невозможно стать полноценной, адекватно сформированной личностью. Отсюда становится очевидным, что главными критериями решения социальных проблем в современном российском обществе должны выступать духовно–нравственные ценности, любовь к своей Родине, к своему народу, осознание ценности созидательной деятельности человека во всех её проявлениях. В этой связи, одной из важнейших функций образовательных учреждений выступает становление ценностных ориентаций, наряду с развитием нравственных качеств формирующейся личности учащегося, — в качестве фундаментальных основ гражданского самоопределения, социально-личностного развития и успешной самореализации молодого человека. Именно сфера образования наиболее благоприятна для раскрытия столь важных нравственных качеств личности, для формирования её ценностных ориентиров. 
   И здесь следует подчеркнуть особое значение учреждений дополнительного образования детей и работающих в этой системе высококвалифицированных педагогических кадров, — преданных своему делу, увлечённых своей работой и творчеством педагогов — энтузиастов. Пытаясь сохранить всё лучшее, что было накоплено в данной образовательной области за многие годы, наши педагоги — практики находят сегодня новые подходы к работе с детьми и подростками, предлагая более эффективно выстраивать процесс патриотического воспитания учащихся, основываясь на идентификации личности с культурой и языком своей Родины, что, по общему мнению, является основой формирования подлинного патриотизма. 
   В практике образовательной деятельности используются различные направления и формы работы по патриотическому воспитанию подрастающего молодого поколения: 
   военно-патриотическое воспитание, 
   героико-патриотическое воспитание, 
   национально-патриотическое, 
   гражданско-патриотическое, 
   историко-патриотическое, 
   культурно-патриотическое воспитание, а также и другие направления образовательно-воспитательной деятельности. 
   Эти направления практической деятельности по патриотическому воспитанию объединяются общей воспитательной целью, задачами её полноценной реализации, а также рекомендуемыми формами и методами наиболее эффективной образовательной работы с учащимися. 
   Наиболее благоприятные условия для формирования патриотизма в современной системе образования заложены в дополнительном образовании учащихся, поскольку оно не ограничивается образовательными стандартами, ориентировано на индивидуальные личностные задатки, на интересы и способности ребёнка, обеспечивает большие возможности самоопределения и самореализации учащегося, способствуя творческому развитию, социальной активности и формированию патриотического сознания.
   Дополнительное образование организовано на принципах свободного выбора. Оно способно постепенно, ненавязчиво и наиболее эффективно сформировать в ребёнке, подростке такие качества, как ответственность, трудолюбие, самоорганизация, коммуникабельность, уважение к окружающим, дружелюбие и коллективизм, взаимопомощь и взаимовыручка. 
   Существует большое разнообразие направлений, по которым работают педагоги учреждений дополнительного образования детей Центра детского творчества № 6 города Ульяновска.
   У педагога учреждения дополнительного образования детей, по сравнению с учителем в общеобразовательной школе, более выгодное положение по формированию у обучаемых чувства патриотизма, поскольку в системе учреждений дополнительного образования более широко могут использоваться общеобразовательные программы, с широким применением интерактивных методов обучения. При этом используются такие формы работы, которые позволяют не только приобретать новые знания и воспитывать необходимые нравственные качества, но и применять их, реализуя в конкретной деятельности сформированные качества, полученные знания и умения.
   Так в ЦДТ № 6 разработаны общеобразовательные программы «Юный патриот», «Я – гражданин России». Реализуются программы: «Героико-патриотическое воспитание в условиях учреждения дополнительного образования МБУ ДО г. Ульяновска «ЦДТ № 6» на 2016-2020 годы, Программа военно-патриотического спортивного клуба «Родина», разработанная в 2017 году в рамках юнармейского движения. 
   25 сентября 2017 года подписано Соглашение о взаимном сотрудничестве ОГКУ «Центр патриотического воспитания» и МБУ ДО города Ульяновска «Центр детского творчества № 6».
   В планах совместное проведение патриотических, военно-патриотических, информационно просветительных мероприятий. Организация совместных летних палаточных лагерей в с. Скугареевка с юнармейским движением региона.
   Главная задача педагога - развить в детях чувство граждан своей страны, которые не только умеют ценить духовные и культурные ценности, но и стремятся их приумножать своим трудом и участием. 
   В период осенних и весенних школьных каникул каждого учебного года, начиная с 2010 в Железнодорожном районе города Ульяновска проводится городской коммунарский сбор «Мы - будущее России!» под девизом «Наполним смыслом каждое мгновенье!». Участники коммунарского сбора – школьники 8-10 классов, воспитанники детского образовательного объединения «Школа «Лидер», старшие вожатые, заместители директоров по воспитательной работе.
   Как правило, на коммунарских сборах решаются актуальные, интересные и обсуждения молодежью проблемы. Рассматриваются способы их решения и возможности избегания различных конфликтных и кризисных ситуаций.
   Формирование личности человека — процесс длительный, сложный и многофакторный. Среди тех факторов, которые играют наиболее важную роль в формировании личности ребёнка, подростка, обучающегося молодого человека, следует назвать искусство. Большие потенциальные возможности нравственно-патриотического воздействия заключаются в музыке. Поскольку музыка способна воздействовать на чувства, настроение ребёнка, постольку она способна преобразовывать его нравственный облик и духовный мир.
   Ежегодно учащиеся ЦДТ № 6 принимают участие в муниципальном конкурсе патриотической песни «Виват, Россия!». 
   В Центре детского творчества №6 за время существования учреждения сложился собственный подход к героико-патриотическому воспитанию обучающихся, учащихся образовательных учреждений, их родителей и других жителей города (в рамках краеведческого компонента).
   Работа строится по нескольким направлениям:
1.Методическая работа.
2.Экскурсионная деятельность.
3.Работа экспозиции «Винновская гора».
4.Просветительская работа.
5.Организация конкурсов.
   Героико-патриотическая работа ведётся в соответствии с планом работы МБОУ ДОД Центр детского творчества №6 и основывается на региональном компоненте: в Железнодорожном районе города Ульяновска, в котором располагается ЦДТ №6, находится уникальный объект – Винновская роща.  Особо охраняемая территория памятник природы Винновская роща – объект, представляющий ценность не только с точки зрения биоэкологии. Не менее значима Винновская роща для изучения историко-культурного наследия.
   Работа ведётся в течение всего календарного года.
   Воспитание патриотизма требует знания обычаев и традиций своего народа. Народное творчество, как раз и даёт нам эти знания. И это особенно важно сегодня, когда образцы массовой культуры других стран так активно распространяются средствами массовой информации, они интенсивно влияют на мировоззрение и вкусы детей, причём, нередко — далеко не самым лучшим образом. Народное искусство понятно и близко ребёнку, оно доступно для его восприятия. Рассматривая произведения народного искусства, дети узнают о быте и традициях, познают мудрость народа, учатся понимать и любить родную культуру. Кроме того, некоторая наивность образов народного искусства близка к собственному творчеству и мировосприятию самих детей, чем вызывает у них ещё больший интерес.
   Рассматривая изделия декоративно-прикладного искусства, слушая произведения устного народного творчества, ребёнок приобретает необходимые знания об истории и жизни своей страны, своего народа, о труде и занятиях людей, учится понимать прекрасное, различать добро и зло, справедливость и несправедливость. Энергия воздействия на ребёнка произведений народного творчества возрастает, если ознакомление с ними осуществляется не только в устной, но и в практической форме. 
   В работе с детьми необходимо, чтобы они были не просто слушателями и зрителями, но также и активными участниками творческого процесса (занятия лепкой, росписью, исполнение песен и народных танцев, знакомство с народными музыкальными инструментами и другие виды самостоятельной деятельности детей).
   Ежегодно учащиеся ЦДТ № 6 принимают участие в муниципальном конкурсе поделок декаративно-прикладного творчества «Военная техника». Это работы в техниках «Вязание», «Бисероплетение», «Художетсвенное валяние из шерсти», «Тестопластика», рисунки на военную и патриотические тематики.
   Особое место в приобщении детей к народной культуре, в работе по патриотическому воспитанию, занимают традиционные народные праздники — как календарные, так и церковные. В таких праздниках заложены накопленные веками знания о природных явлениях и приметы, связанные с ними, причём эти наблюдения напрямую связаны с трудом и различными сторонами общественной жизни человека. Для воспитания патриотов, достойных граждан своей страны, необходимо прививать и развивать в детях чувство гордости принадлежностью к своей стране и воспитывать уважение к своему народу, к своей культуре, к национальным традициям. 
   Патриотическое воспитание — это и воспитание любви к родным местам, и формирование ощущения своей неразрывной связи с окружающим с детства миром, наряду с желанием сохранять и приумножать культуру и неповторимое богатство своей родной страны. Нет оснований сомневаться в том, что знание истории и культуры своего народа поможет в дальнейшем относиться с большим интересом и уважением так же и к культуре других народов. Патриотизм и интернационализм в нашей большой, многонациональной стране взаимно связаны и неразделимы. Они составляют основу её социальной стабильности и прогрессивного развития нашей Родины в будущем.
 

Методист МБОУ ДО "Центр детского творчества № 6 г. Ульяновска Гасанова Татьяна Владимировна - выступление на межрегиональном семинаре педагогических работников учреждений дополнительного образования, проходившем 18 ноября 2017 года в рамках университетской субботы ФГБОУ ВО УлГПУ 
им. И.Н. Ульянова

Категория: Информация