С 1 по 4 декабря 2019 года в городе Москва проходил Всероссийский патриотический форум - семинар для специалистов сферы патриотического воспитания. В форуме принял участие директор ОГКУ "Центр патриотического воспитания населения Ульяновской области и подготовки молодёжи к военной службе" Почтарев В.Ю. Программа форума была насыщенной и разнообразной.
1 декабря
ОТКРЫТИЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ
Эксперты:
Андрей ПЛАТОНОВ – заместитель руководителя Федерального агентства по делам молодежи
Дмитрий БЛУЖИН – заместитель директора ФГБУ «Роспатриотцентр»
Марина ПАВЛЕНКО – заместитель руководителя исполнительной дирекции Года памяти и славы, заместитель исполнительного директора
благотворительного фонда «Память поколений».
ПЛЕНАРНАЯ СЕССИЯ «ГОД ПАМЯТИ И СЛАВЫ: СМЫСЛЫ, ДЕЙСТВИЯ, ИДЕНТИФИКАЦИЯ»
Модератор:
Марина ПАВЛЕНКО – заместитель руководителя дирекции Года памяти и славы, заместитель исполнительного директора благотворительного фонда «Память поколений»
Эксперты:
Елена МАЛЫШЕВА – декан факультета архивного дела Российского государственного гуманитарного университета;
Артем ХУТОРСКОЙ – руководитель исполкома Общероссийского общественного движения «Бессмертный полк России»;
Елена ЦУНАЕВА – сопредседатель Центрального штаба Общероссийского народного фронта, ответственный секретарь Общероссийского общественного
движения по увековечению памяти погибших при защите Отечества «Поисковое движение России»;
Ольга АМЕЛЬЧЕНКОВА – председатель Центрального штаба Всероссийского общественного движения «Волонтеры Победы», член Общественной палаты
Российской Федерации;
Андрей САМОТОИН – советник Председателя Общественно-государственной детско-юношеской организации «Российское движение школьников», советник
директора Военно-патриотического центра «ВЫМПЕЛ»;
Алексей НОВИКОВ – председатель Общероссийского общественного движения «Клубы исторической реконструкции России».
ГОСУДАРСТВЕННАЯ ПРОГРАММА «ПАТРИОТИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ ГРАЖДАН РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ НА 2016–2020 ГОДЫ».
ПРОМЕЖУТОЧНЫЕ ИТОГИ. ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ ПРОЕКТНОГО ПОДХОДА В ПАТРИОТИЧЕСКОМ ВОСПИТАНИИ
Эксперты:
Александр ПОНАРИН – начальник Управления по реализации проектов и патриотическому воспитанию молодежи ФГБУ «Роспатриотцентр»
2 декабря
СЕМИНАР-ПРАКТИКУМ «ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ ПОКОЛЕНИЙ: ВЫЗОВЫ И ВОЗМОЖНОСТИ»
Эксперты:
Евгений НИКОНОВ – заместитель генерального директора консалтинговой компании «Sherpa S Pro»
ЛИЧНЫЙ ПРИМЕР ВЗРОСЛОГО КАК ВАЖНЫЙ ФАКТОР СИСТЕМЫ ПАТРИОТИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ
Модератор: Алексей РОМАНОВ – Герой Российской Федерации, референт Управления Президента Российской Федерациипо общественным проектам;
Эксперты:
Светлана КАПАНИНА – Кавалер Ордена Мужества, российский пилот, семикратная абсолютная чемпионка мира в женском зачете по самолетному спорту:
Вячеслав БОЧАРОВ – Герой Российской Федерации, Первый заместитель секретаря Общественной Палаты Российской Федерации;
Игорь ЗАДОРОЖНЫЙ – Герой Российской Федерации;
Сергей РЯЗАНСКИЙ – Герой Российской Федерации, Председатель Общественно-государственной детско-юношеской организации «Российское движение школьников»;
Роман РОМАНЕНКО - Герой Российской Федерации, летчик-космонавт, начальник Главного штаба Всероссийского военно-патриотического общественного движения «ЮНАРМИЯ»
ИСПОЛЬЗОВАНИЕ СОВРЕМЕННЫХ ИНТЕРАКТИВНЫХ ФОРМАТОВ В РАБОТЕ ПО ПАТРИОТИЧЕСКОМУ ВОСПИТАНИЮ
Модератор: Александр АЛЕХИН – начальник отдела методического обеспечения патриотического воспитания Управления по реализации проектов и патриотическому воспитанию молодежи ФГБУ «Роспатриотцентр».
Эксперты:
Денис ДАВЫДОВ – председатель Координационного совета Всероссийской общественной организации «Молодая Гвардия Единой России»;
Дмитрий ПОШТАРЕНКО – творческая мастерская «Невский баталист»;
Егор КОЗЛОВСКИЙ - член общественной палаты Московской области, руководитель образовательной платформы KIDARKIT;
ПРЕЗЕНТАЦИЯ ПРОЕКТОВ ГОДА ПАМЯТИ И СЛАВЫ
Тамила САФИКЮРДСКАЯ – директор по стратегическому развитию консалтинговой группы «Город мастеров», Арт-проект «РиоРита – радость Победы»;
Константин РЕПИН – и.о. директора департамента общественных и внешних связей Ханты-Мансийского автономного округа – Югра, Международная медиаэкспедиция «Победа – одна на всех. Встреча на Эльбе».
3 декабря
ЦЕРЕМОНИЯ ВОЗЛОЖЕНИЯ ЦВЕТОВ И ВЕНКОВ К МОГИЛЕ НЕИЗВЕСТНОГО СОЛДАТА В АЛЕКСАНДРОВСКОМ САДУ.
ПЛЕНАРНАЯ СЕССИЯ «ГОД ПАМЯТИ И СЛАВЫ: КЛЮЧЕВЫЕ ПРОЕКТЫ»
Модератор:
Екатерина КРУГЛОВА – руководитель дирекции Года памяти и славы, исполнительный директор благотворительного фонда «Память поколений»
Эксперты:
Сергей Борисович ИВАНОВ – Специальный представитель Президента Российской Федерации по вопросам природоохранной деятельности, экологии и транспорта, постоянный член Совета Безопасности Российской Федерации, председатель Попечительского Совета Российского военноисторического общества;
Елена Моисеевна ЦУНАЕВА – сопредседатель Центрального штаба Общероссийского общественного движения «НАРОДНЫЙ ФРОНТ «ЗА ПОБЕДУ», ответственный секретарь Общероссийского общественного движения по увековечению памяти погибших при защите Отечества «Поисковое движение России»;
Михаил Михайлович КУЗНЕЦОВ – руководитель Исполкома Общероссийского общественного движения «НАРОДНЫЙ ФРОНТ «ЗА ПОБЕДУ»;
Константин Ильич МОГИЛЕВСКИЙ – Исполнительный директор фонда «История Отечества»;
В зале Полководцев Музея Победы прошло награждение победителей грантового конкурса молодёжных инициатив. Победители получили сертификаты от 100 тысяч рублей до 3 миллионов рублей на реализацию проектов.
Кроме пленарных сессий, участники форума активно работали в секциях, а их было восемь:
Секция 1
СЕМИНАР «РАЗВИТИЕ РЕГИОНАЛЬНЫХ ОТЕЛЕНИЙ ОБЩЕРОССИЙСКОГО ОБЩЕСТВЕННОГО ДВИЖЕНИЯ «КЛУБЫ ИСТОРИЧЕСКОЙ РЕКОНСТРУКЦИИ В РОССИИ». ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ПЛАН МЕРОПРИЯТИЙ ДВИЖЕНИЯ»
Участники: представители клубов исторической реконструкции.
Секция 2
ВСЕРОССИЙСКАЯ ПЛАНЕРКА ДИРЕКЦИИ ГОДА ПАМЯТИ И СЛАВЫ
Участники: представители региональных дирекций Года памяти и славы
Секция 3
СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ СИСТЕМЫ РАБОТЫ ПАТРИОТИЧЕСКИХ ОБЪЕДИНЕНИЙ. ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ С ГОСУДАРСТВЕННЫМИ И ОЩЕСТВЕННО-ГОСУДАРСТВЕННЫМИ ОРГАНИЗАЦИЯМИ
Участники: представители военнопатриотических клубов
Секция 4
УСТАНОВОЧНАЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ СЕССИЯ ПО ПРОЕКТНОМУ МЫШЛЕНИЮ КОНСУЛЬТАЦИИ С ЭКСПЕРТАМИ ВСЕРОССИЙСКОГО КОНКУРСА МОЛОДЕЖНЫХ
ПРОЕКТОВ.
Участники: участники грантового конкурса, представители патриотических общественных
объединений, руководители региональных центров патриотического воспитания.
Секция 5
СЪЕЗД ОБЩЕРОССИЙСКОГО ОБЩЕСТВЕННОГО ДВИЖЕНИЯ «КЛУБЫ ИСТОРИЧЕСКОЙ РЕКОНСТРУКЦИИ РОССИИ»
Участники: представители клубов исторической реконструкции.
Секция 6
ВСЕРОССИЙСКАЯ ПЛАНЕРКА ДИРЕКЦИИ ГОДА ПАМЯТИ И СЛАВЫ
Участники: представители региональных дирекций Года памяти и славы
Секция 7
ДИЗАЙН-СЕССИЯ «СИСТЕМА»
- реализация федеральных патриотических проектов в субъектах;
- профстандарты военнопатриотических клубов.
Участники: представители военнопатриотических клубов
Секция 8
ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ СЕССИЯ ПО ПРОЕКТНОМУ МЫШЛЕНИЮ И СОЦИАЛЬНОМУ ПРОЕКТИРОВАНИЮ
Участники: представители патриотических общественных объединений.
Кроме того в ходе работы форума проходила очная защита проектов грантового конкурса молодёжных инициатив.
На пленарной сессии «Год памяти и славы: смыслы, действия, идентификация» в прениях принял участие Почтарев В.Ю., он поднял вопрос о критически малом количестве времени для изучения истории Великой Отечественной войны в школьной базовой программе.
Текст выступления:
Большинство молодежи имеет смутное представление об истории защиты нашей Родины в годы Великой Отечественной войны.
Младшие школьники почти ничего не знают об одном из самых значимых событий отечественной истории.
Выбора, как проходить историю Великой Отечественной войны в школе, нет. Первый раз она проходится в 9-м классе, а потом уже на уровне такого повторения в 11-м классе. Раньше курс изучения строился так, что в младшей школе проходили рассказы для чтения по истории СССР, потом России. Потом этот курс фактически убрали. И теперь у нас получается курс как бы циклический, то есть заканчивается в 9-м классе весь курс истории. А потом 10-11-й класс - повторение пройденного материала. Это было актуально, когда можно было выпускаться после 9 класса. А сейчас, несмотря на то, что обязательное фактически 11-летнее образование, его оставили таким же цикличным, не сделали линейным.
Поэтому в 9 классе сложновато воспринимается материал, так как получается, что чем ближе к современности, чем больше мы знаем, тем больше мы пытаемся вместить на страницы учебников.
Фактически и профильный уровень, и обычный общеобразовательный уровень одинаковый. К сожалению, большое количество цифр, большое количество имен, большое количество битв. Лирика, так сказать отсутствует.
На запоминание даются основные факты. Может быть, это хорошо, может быть, это плохо. Вообще, история войн в изложении учебников, наверное, никогда не будет удачной.
С иллюстративным материалом в современных учебниках вообще беда. Потому что хорошие фотографии это дорого, а те, которые печатают, плохо рассматриваются. Поэтому сейчас ради экономии фотографии у нас совсем маленькие.
Вот этот ужас, связанный с концентрационными лагерями, что о нем рассказывают на уроках? Потому что, на самом деле, это очень большая проблема, это вопрос, который весь мир до сих пор для себя решает. Как это подается в учебнике?
В учебнике это подается достаточно небольшим материалом. Туда же, где и тыл во время войны, и концентрационные лагеря, то есть все то, что не касается рассказа о боевых действиях.
Есть такое понятие: «концентрическое историческое образование», - то есть, до 9-го класса должны изучить всю историю - от древности до начала XXI века. Изначально предполагалось, что в 10-11-х классах будет даваться то же самое, но более расширено.
Что получилось в реальности? Теперь за 10-й класс - за 70 часов - должны изучить все с древнейших времен до конца XIX века - отечественную историю плюс всеобщую. Это два урока в неделю! А за весь 11-й класс, также за 70 часов, изучают весь XX век плюс XXI. То есть преподаватель должен отдать 24 часа на всеобщую историю, а все остальное - на нашу.
На всю Вторую мировую войну - с 1939 года по 2 сентября 1945 года - отводится максимум шесть часов. Это просто пшик.
В советское время ей, конечно, уделялось в разы больше времени. Чуть ли не под каждое событие отводился отдельный урок: на Сталинград, на Курск, на Ленинград. Сейчас Великую Отечественную войну проходят за пять-шесть уроков. Например, в учебнике, авторами которого являются Н.В. Загладин, Ю.А. Петров - 49 параграфов, из них пять отведены под Великую Отечественную войну, а это примерно десятая часть или 1211 строк, 9 фотографий не одной схемы или карты,
Конечно, в рамках одного урока невозможно не только решить, но и обозначить все проблемы. Блокада Ленинграда - всего два абзаца, ну о чем тут расскажешь? Оккупационный режим, партизанское движение, эвакуация и перестройка экономики на военный лад - в одном параграфе! Но ведь эта проблема касается не только военного периода.
Война - это колоссальная трагедия, и ее надо осветить именно в этом ключе. Белое кажется белым только на контрасте с черным. Победа и ее значимость видна только на фоне того, что пришлось пережить и какие альтернативы нас ждали, если бы мы не победили.
Под оккупационный режим надо выделять не один урок, а целый учебный блок. Обязательно нужно водить детей в музеи, театры и кинозалы, чтобы широко открыли глаза и задумались.
Поэтому надо, чтобы школьники чаще задумывались: какая альтернатива ждала нас, если бы проиграли? Именно в этом контексте Великая Отечественная война заслуживает больше часов и больше внимания.
Она отличается от всех других войн тем, что раньше никогда не ставился вопрос о физическом уничтожении нации. Да еще и самыми варварскими, бесчеловечными способами. Вот такие мировоззренческие вещи должен давать курс истории. Но где в учебниках идеология фашизма, лагеря смерти и медицинские эксперименты? Где повседневная жизнь тыла и военные лагеря, эвакогоспитали и детдома, эпидемии и голод?